Статьи

Самые скандальные шутеры

Скандалы в игровой индустрии – явление частое. Регулярно находятся люди, обвиняющие видеоигры во всех мыслимых и немыслимых грехах – от влияния на успеваемость школьников до прямого подстрекательства к массовым убийствам.
Иногда и разработчики подливают масла в огонь, ведь черный пиар – тоже пиар, а обсуждаемая, пусть и в негативном ключе, игра получит больше внимания аудитории и, соответственно, лучше продастся. В этой статье мы расскажем о самых скандальных шутерах, которые всколыхнули общественность и вызвали массу споров вокруг себя.

От истоков жанра…

Wolfenstein 3D

Один из первых представителей жанра FPS, легендарный Wolfenstein 3D, стал фигурантом громкого скандала, связанного с сеттингом: действие игры разворачивалось в годы Второй мировой войны, локации были щедро увешаны флагами со свастиками, а финальным боссом был сам Гитлер. В связи с этим, с 1994 по 2011 годы шутер был запрещен к продаже в Германии.

Doom

Через год после релиза Wolfenstein 3D вышел шутер Doom от той же студии id Software. В нем не было нацистов, но запредельный уровень насилия и обилие сатанинской символики сильно шокировали общественность, что привело к попыткам запретить продажи проекта.

Скандал вокруг шутера разгорелся с новой силой после массового убийства в школе «Колумбайн» в 1999 году: тогда выяснилось, что убийцы очень любили играть в Doom, и, конечно же, этот факт стал одним из главных аргументов тех, кто призывал запретить игры. Правда, последующие исследования не выявили связи между массовыми убийствами и жестокостью в играх, но «осадочек остался».

Postal

Следующий крупный скандал разгорелся вокруг серии шутеров Postal, где игрокам предлагается убивать находящихся на локациях людей (в том числе мирных) различными способами. Студия-разработчик Running With Scissors никак не пыталась оспорить скандальность своего проекта – даже его название пошло от выражения «going postal», возникшего после прокатившейся с 1986 по 1997 годы волны убийств почтовыми работниками своих сослуживцев.

Стоит отметить, что хоть Postal и его сиквелы не запрещают убивать обычных горожан, любую миссию в игре можно пройти ненасильственным способом, и даже помогать стражам правопорядка, заработав, таким образом, положительную репутацию. Так что жестокой игра могла стать лишь для тех, кто хотел этого.

Manhunt

А вот в следующей скандальной игре – Manhunt от студии Rockstar Games, мирных персонажей вообще не было: в роли главного героя выступал приговоренный к казни заключенный, который с другими такими же преступниками участвовал в реалити-шоу на выживание. Известность проект получил благодаря беспрецедентной жестокости: чтобы получить высший ранг в миссиях, нужно было изощряться в способах убийства противников – в ход шли полиэтиленовые пакеты, кирпичи, осколки стекла, ножи, бейсбольные биты, пистолеты и другое оружие. Итог – обвинение игры во всех грехах, максимально высокий возрастной рейтинг и запрет на продажу в некоторых странах.

… и до наших дней

Grand Theft Auto

Одним Manhunt список скандальных игр Rockstar Games не ограничивается: чуть менее жестокими, но намного более обсуждаемыми являются игры серии Grand Theft Auto. И если первые, двухмерные, выпуски франшизы не привлекли особого внимания радетелей за запрет видеоигр, то с переходом ее в трехмерное измерение скандалы посыпались один за другим. Особенно отличился на этом поприще американский адвокат Джек Томпсон, активно выступающий против «жестоких игр» и в итоге поплатившийся за излишнюю активность, переходящей в фанатичность, лишением адвокатской лицензии.

Говоря о Grand Theft Auto, нельзя не упомянуть историю с модом «Hot Coffee» для Grand Theft Auto: San Andreas. Главный герой игры мог завести романтические отношения с девушкой и, после нескольких свиданий, провести у нее ночь. В немодифицированной версии GTA: San Andreas подробности «рандеву» не отображались, но с выходом модификации игроки получали доступ к мини-игре, в ходе которой могли управлять половым актом между персонажами. «Изюминкой» этой истории стал факт, что мод всего лишь открывал возможности игры – то есть мини-игра была изначально добавлена разработчиками, а затем по каким-то причинам скрыта, но не удалена.

Call of Duty: Modern Warfare 2

Вышедший в 2009 году шутер оказался в центре крупного скандала, связанного с миссией «No Russian»: где игрок, выступая в роли агента ЦРУ под прикрытием, участвовал в расстреле мирных граждан в московском аэропорту. Эта миссия объяснялась сюжетно (таким образом, злодей-террорист, вычисливший американского шпиона, решил подставить США и развязать российско-американскую войну), но, тем не менее, вызвала массу обсуждений и даже была вырезана из русской локализации игры, а для японской и немецкой версий был выпущен патч, блокирующий стрельбу по мирным персонажам. Интересно, что в японской локализации Call of Duty: Modern Warfare 2 в диалогах миссии «No Russian» была допущена грубая ошибка, из-за чего возникала путаница в сюжете.

Hatred

Современный геймер уже привык к насилию и жестокости в играх, поэтому разработчики, решившие поразить общественность очередным «симулятором массовых убийств», рискуют потерпеть неудачу.

Так случилось с шутером Hatred от польской студии Destructive Creations: боевик про социопата, убивающего ради развлечения, спровоцировал бурные обсуждения и даже вызвал небольшой скандал, когда компания Valve убрала его (правда, позже вернула и извинилась) из магазина Steam. Однако это не поспособствовало продажам проекта, и кроме того, после релиза выяснилось, что Hatred представляет собой довольно заурядную игру, где даже расстрел гражданских и кровавые добивания жертв поданы невыразительно и скучно.

Areal

Скандалы вокруг видеоигр разгораются не только из-за жестокого содержания, но и благодаря действиям разработчиков, которые могут заняться махинациями ради получения дополнительного финансирования, прикрыться «громким» именем не своего проекта, устроить необычный перфоманс для привлечения внимания. Речь идет о шутере Areal от киевской студии West Games, который несколько лет назад стал «героем» игровых СМИ.

Все началось со скандала из-за заявленной причастности сотрудников студии к созданию игр серии S.T.A.L.K.E.R.: как быстро выяснилось, из всего состава West Games только один человек работал над легендарной отечественной франшизой.

Затем краудфандинговая кампания Areal была заблокирована и отменена на Kickstarter – как оказалось, разработчики пытались каким-то образом схитрить с финансами, обмануть администрацию сервиса и пользователей. После отмены кампании сбор средств продолжился на сайте студии и других, менее требовательных, площадках.

Наконец, в финале истории игроделы пустились во все тяжкие. В ход пошли обвинения журналистов в передергивании фактов при освещении ситуации вокруг Areal, демонстрация хвалебного письма якобы от президента РФ, проведение сессий обратной связи с геймерами, где игнорировались важные вопросы от сообщества и применялась накрутка положительных комментариев, и другие странные поступки. Финальным аккордом стала смена названия игры на Stalker Apocalypse, но на этом, по всей видимости, разработчики выдохлись: официальный сайт шутера не подает признаков жизни, а страницы в социальных сетях не обновлялись с 2015 года.

Заключение

Видеоигры стали настолько большой частью массовой культуры, что игнорировать их просто-напросто невозможно. Поэтому неудивительно, что в игровой индустрии регулярно возникают скандалы – особенно, когда разработчики сами этому способствуют, а к громким инфоповодам подключаются люди, видящие в них возможность получить известность и заработать политические очки. Впрочем, пока ищущие внимания личности устраивают пиар-акции и долгие обсуждения вокруг той или иной игры, обычные геймеры просто наслаждаются хорошими проектами в свое удовольствие.

Подождите...
Комментировать