Рождение легенды
Началось все, внезапно, со скандала. В 2002 году студия 2015 Inc разработала для компании Electronic Arts довольно успешный шутер Medal of Honor: Allied Assault. Игроделы надеялись, что после этого EA возьмет их под свое крыло, но эти ожидания не были оправданы. В результате команду покинули 20 сотрудников, которые основали собственную студию Infinity Ward, заключили договор с издателем Activision и принялись разрабатывать собственный военный шутер – Call of Duty, релиз которого состоялся в 2003 году.
Изначально проект должен был рассказывать историю американского шпиона, который выполнял бы тайные операции в тылу нацистов. Но затем в недрах студии родилась идея показать войну с разных точек зрения. Так появилась выстрелившая концепция нескольких главных героев, которые сражались на различных фронтах Второй мировой: игроки высаживались в Нормандии, проводили диверсии на вражеских военных базах, сражались за Сталинград и брали Берлин.
Успех Call of Duty был ошеломительным: как геймерам, так и критикам понравились отличная для своего времени графика, динамичные и захватывающие миссии, увлекательный мультиплеер. Вскорости игра получила два дополнения: Finest Hour (не выходило на РС) и United Offensive, содержавшие новые кампании и рассказывающие истории новых главных героев.
Долго нежиться в лучах славы Infinity Ward не стала, и уже в 2005 году выпустила номерную вторую часть серии CoD. Как и оригинальная игра, сиквел был сосредоточен на событиях Второй мировой и содержал три кампании: за СССР, Великобританию и США. Советская кампания предлагала оборонять Сталинград, британская переносила игроков в Африку и Францию, а американская давала возможность поучаствовать в высадке в Нормандии и освобождении Западной Европы. Успех не заставил себя ждать: Call of Duty 2 стала самой продаваемой игрой для Xbox 360 в 2005 году, а позже получила эксклюзивное для консолей дополнение Big Red One.
Ключевым отличием от первой части в сиквеле стало отсутствие шкалы здоровья: о получении урона свидетельствовало покраснение экрана и тяжелое дыхание персонажа, а традиционные аптечки были заменены необходимостью отсидеться в укромном месте до полного выздоровления. Эта особенность стала ключевой для серии, и используется по сей день. Также в миссиях Call of Duty 2 чаще стали использоваться скрипты: враги могли бесконечно появляться и атаковать игрока, пока он не пересечет невидимую черту и запустит следующее ключевое событие, что подстегивало к постоянному продвижению вперед.
Третью часть серии Call of Duty Activision отдала на разработку студии Treyarch, ранее отметившейся неплохими играми про Человека-Паука. Новые разработчики добавили несколько нововведений: заменили текстовые брифинги перед миссиями видеороликами, сосредоточились всего на одной кампании (хоть и с несколькими героями), освещающей события Фалезской операции, облагородили графику, добавив эффекты объемного освещения, глубины зрения и преломления света. По каким-то причинам релиз Call of Duty 3 обошел стороной платформу РС, что ожидаемо породило волну недовольства со стороны поклонников «персоналок».
Смена курса
Постепенно шутеры в сеттинге Второй мировой войны стали приедаться геймерам. К счастью, игроделы из Infinity Ward это понимали, поэтому в 2007 году выпустили игру Call of Duty 4: Modern Warfare, действие которой разворачивалось в наши дни.
Проект произвел эффект разорвавшейся бомбы: постановка миссий, сюжет, графика – все было на высоте. Игра давала взглянуть на мир глазами приговоренного к смерти персонажа, отправляла в Чернобыль, позволяла насладиться пугающей красотой ядерных взрывов, а яростные перестрелки буквально захватывали дыхание.
Не отставал в качестве исполнения и мультиплеер: впервые в серии сетевой режим стал настолько увлекательным, что затягивал на многие недели и месяцы.
Следующий выпуск франшизы был снова разработан Treyarch. С этого времени чередование студий стало постоянным, и сохранилось до сих пор: в работе над серией задействованы три команды – Infinity Ward, Treyarch и Sledgehammer Games, которые поочередно выпускают свои проекты; таким образом, продолжительность разработки каждой части Call of Duty составляет три года.
Так вот, Treyarch решила вернуться к теме Второй мировой, но с некоторыми нововведениями. Так, в игре были показаны события на тихоокеанском фронте, где армия США сражалась с японскими войсками, а список оружия пополнился огнеметами. Еще именно в Call of Duty: World at War впервые появился кооперативный зомби-режим, ставший впоследствии, наряду с сюжетной кампанией и мультиплеером, полноценной составляющей почти каждой последующей игры.
Где-то в это же время издатель Activision всерьез задумался о создании новой части CoD, действие которой разворачивалось бы во времена Римской империи. Игра должна была рассказать о десятом Легионе Цезаря, а среди миссий упоминались гладиаторские бои в Колизее и сражения с германскими племенами. К сожалению, «древнеримская» Call of Duty: Roman Wars дальше стадии прототипа не продвинулась, о чем издатель наверняка пожалел, глядя спустя пять лет на успех Ryse: Son of Rome.
Закрепление успеха
Между тем, Infinity Ward подготовила геймерам очередную «бомбу» – в 2009 году состоялся релиз Call of Duty: Modern Warfare 2, игры, которую многие до сих пор считают лучшей в серии. Снова современный сеттинг, снова безостановочный экшен, снова невероятные игровые ситуации, включая взрыв на МКС, расстрел безоружных гражданских в аэропорту и битву за Вашингтон.
Отличный сюжет дополнялся идеальным мультилеером, в результате чего Modern Warfare 2 поставила рекорд по продажам в день релиза – 4.7 млн копий.
Этот рекорд был побит следующей частью – Call of Duty: Black Ops от Treyarch. Разработчики решили вклиниться где-то между Второй мировой и современностью, избрав времена Холодной войны в качестве сеттинга. Сценаристы написали гениальный сюжет, достойный хорошего шпионского боевика, а геймдизайнеры придумали массу уникальных игровых ситуаций: геймеры пытались убить Фиделя Кастро, бежали из советского лагеря, сражались во Вьетнаме и пытались помешать злодеям применить оружие массового поражения.
Развитие получил и зомби-режим, став более забавным и позволив поиграть за известных политиков 60-х. Black Ops был тепло принят критиками и геймерами, дав старт новой линейке в серии Call of Duty.
Первые неудачи
Тем временем, геймеры с нетерпением ждали выхода Modern Warfare 3, желая узнать, чем же закончится российско-американская война. В 2011 году состоялся релиз игры, и она оказалась самой слабой в линейке Modern Warfare: хоть плотность событий по-прежнему держалась на высоком уровне, во всех аспектах шутера прослеживался кризис идей, что привело к обилию самоповторов.
Виной всему потеря студией Infinity Ward ключевых разработчиков – Джейсона Уэста и Винса Зампеллы: Activision обвиняла игроделов в неподчинении и нарушении условий контракта, те в ответ выкатили встречный иск, уличив издателя в жадности и лжи. В итоге Уэст и Зампелла основали студию Respawn Entertainment и занялись разработкой шутера Titanfall под эгидой Electronic Arts (да, по иронии судьбы, разработчики снова вернулись к EA), а из Infinity Ward в общей сложности ушло около 40 сотрудников, что не могло не сказаться на качестве Call of Duty: Modern Warfare 3.
Тем не менее, даже эти проблемы не помешали игре поставить очередной рекорд продаж – в первый день шутер разошелся тиражом в 6.5 млн копий.
Чем старше становилась серия Call of Duty, тем больше критики получала каждая новая ее часть. Да, впечатляющие продажи – это хорошо, но все чаще геймеры ругали устаревшую графику (движок всех игр серии берет свое начало от id Tech 3, на котором был разработан еще Quake 3 Arena, поэтому он менее эффективно справляется с ресурсами современных компьютеров, чем более новые движки) и отсутствие новых идей в игровом процессе. Словосочетание «Call of Duty» стало синонимом ширпотреба, а франшиза окончательно превратилась в развлекательный аттракцион, который не требует от игрока сколь-либо продвинутых навыков. С другой стороны, такой подход нашел свою (многомиллионную) аудиторию и по сей день держит серию в списке лидеров жанра.
Но вернемся к нашим играм. После провала (относительного) Modern Warfare положение спасла Treyarch со второй частью Black Ops. В этом шутере серия впервые перенеслась в будущее, а игроки смогли опробовать футуристическое вооружение и фантастические гаджеты.
Разработчики выложились на все 100%: реализовали две временные линии – в 1980-х и 2020-х, придумали увлекательные миссии с нестандартными ситуациями, и даже создали несколько концовок, зависящих от действий игрока, что вообще казалось немыслимым для Call of Duty. Все это дополнялось динамичным мультиплеером, который многие до сих пор считают лучшим в серии.
Следующей частью стал шутер Call of Duty: Ghosts от Infinity Ward. Здесь-то и проявились последствия ссоры с Activision и последующего ухода ведущих разработчиков из студии: даже несмотря на нетипичный сеттинг (постапокалиптическое будущее), наличие громко разрекламированного пса-компаньона и не самый плохой сюжет, Ghosts демонстрировала полную геймплейную несостоятельность со скучной стрельбой и отсутствием интересных миссий.
Частично игру спасал лишь кооперативный режим «Вымирание», в котором место зомби заняли пришельцы.
Взгляд в будущее
Далее за серию взялась команда Sledgehammer Games, ранее бывшая лишь на подхвате у других студий. Действие Call of Duty: Advanced Warfare разворачивалось в недалеком будущем, главного злодея играл голливудский актер Кевин Спейси, а игровой процесс обогатился механикой с использованием экзоскелетов и соответствующими возможностями – бегом по стенам, швырянием автомобилями и запрыгиванием на крыши.
И пусть все это напоминало вышедший в том же 2014 году Titanfall, нововведения были хорошо приняты поклонниками, обеспечив Advanced Warfare высокие продажи.
Двенадцатой игрой в серии Call of Duty стала третья часть Black Ops – на этот раз сценаристы придумали совершенно невероятную историю, основанную на технологиях контроля разума и внедряемых в мысли вирусах. Разобраться в хитросплетениях событий было непросто, что послужило причиной критики сюжетной кампании игры.
Зато в остальном она получила массу похвал: так, игроки получили возможность кооперативного прохождения кампании, зомби-режим стал еще увлекательнее и разнообразнее, а соревновательный мультиплеер обзавелся новыми геймплейными фишками вроде более индивидуальной кастомизации оружия и расширенных опций прокачки персонажей.
В следующей части CoD студия Infinity Ward наконец-то смогла оправиться от потери ключевых сотрудников: написала занятный фантастический сюжет, привлекла к работе звезду «Игры Престолов» Кита Харингтона и бойца смешанных единоборств Конора МакГрегора, придумала интересные миссии и экзотические локации, забрасывавшие геймеров в различные уголки Солнечной системы, подтянула графику, реализовала яростный, динамичный мультиплеер с разнообразными картами и обширным арсеналом оружия.
Бонусом к Call of Duty: Infinite Warfare шел ремастер четвертой части серии – Modern Warfare, что только подстегнуло продажи игры, ведь многие хотели снова вернуться к нетленной классике. Позже ремастер поступил в продажу в качестве самостоятельной игры.
Назад в прошлое
В новом выпуске серию было решено вернуть к истокам – снова рассказать историю Второй мировой. Сюжет Call of Duty: WWII сосредоточен на европейском театре военных действий, и рассказывает историю бойцов 1-й пехотной дивизии армии США, которым предстоит освободить оккупированные города Франции и Бельгии. Игра стала серьезнее и реалистичнее – вплоть до отказа от автоматического восстановления здоровья: теперь, чтобы вылечиться от ранений, необходимо обратиться к медику.
Нововведениям подвергся и мультиплеер. Так, разработчики внесли в Call of Duty: WWII функцию «штаб-квартиры» – большой локации-хаба, в которой игроки могут общаться, хвастать достижениями и настраивать своих персонажей. Наконец, кооперативный зомби-режим превратился из легкого фарса в мрачный хоррор, где героям придется сражаться с созданными в ходе нацистских экспериментов монстрами.
Заключение
Кроме четырнадцати номерных частей, франшиза содержит также несколько игр-ответвлений, разработанных для портативных консолей и мобильных платформ. Кроме того, на китайском рынке запущена бесплатная многопользовательская игра Call of Duty Online. А в настоящее время где-то в недрах студии Treyarch (она следующая в очереди) куется новая часть долгоиграющей серии – вероятнее всего, Black Ops 4.
Долгая история Call of Duty была полна громких событий, восторженных похвал и заслуженной критики, удачных и откровенно провальных игр. Тем не менее, серия остается на плаву, ежегодно привлекает миллионы фанатов и радует нас новыми приключениями. И, скорее всего, так будет продолжаться еще долго.