Немного истории
Преувеличения в маркетинговых кампаниях видеоигр использовались еще в далеких 90-х. Самым громким скандалом тех времен стала история с шутером Daikatana от создателя Wolfenstein 3D и Doom Джона Ромеро. Анонсировав игру, автор обещал воплотить в ней революционную графику, захватывающий геймплей, невероятно умных противников и напарников. Претенциозная реклама, в которой Ромеро обещал «удивить» (на самом деле, выражения были покрепче) геймеров, только подогревала интерес к новому проекту.
Однако переход на новый движок и последующие переносы сроков выхода сильно сказались как на качестве, так и на популярности Daikatana. Релизная версия не удивляла – она отталкивала устаревшей графикой, обилием багов и ошибок, скучным игровым процессом. Провал Daikatana едва не похоронил студию ION Storm (позже выпустившую культовую Deus Ex) и поставил крест на карьере Джона Ромеро в качестве разработчика видеоигр.
Второй пример завышенных ожиданий при посредственности финального результата – третья часть серии Driver. Желание сбросить GTA с пьедестала лучших экшенов в открытом мире сгубила не одну игру, но Driv3r отличилась особенно. Разработчики обещали шикарную графику, огромные города, динамичный игровой процесс, а издатель даже выпустил фильм по мотивам игры. Но на релизе геймеров ждал некрасивый, очень сложный и скучный шутер, в котором и перестрелки, и погони были сделаны одинаково плохо.
Отметиться громкими обещаниями в свое время успели и отечественные разработчики. Самым громким провалом на постсоветском пространстве стала гоночная игра Lada Racing Club, но так как тематика нашего сайта к гонкам не относится, мы расскажем о шутере Kreed от студии Burut CT.
Этот проект позиционировался разработчиками как «наш ответ Doom 3»: авторы обещали рассказать интересную историю, увлечь геймеров жаркими перестрелками и поразить захватывающими футуристическими пейзажами. Увы, «убить Doom» не получилось: Kreed демонстрировал невзрачную картинку (при довольно сильном для своей эпохи движке, кстати), огорчал невразумительным дизайном с огромными, но пустыми и скучными локациями, а также разочаровывал банальным сюжетом.
Впрочем, есть у нас и обратные примеры, когда хорошие игры не получали должного внимания из-за плохого маркетинга – можно вспомнить хотя бы шутер TimeShift от питерской студии Saber Interactive, который провалился в продажах при том что был выполнен на достаточно качественном уровне.
Наши дни
Ошибки прошлого ничему не учат разработчиков, так что и в современной игровой индустрии хватает примеров громких рекламных кампаний и сильных разочарований от качества релизного продукта.
Самым большим провалом последних лет стал шутер Aliens: Colonial Marines. Трейлеры, которые демонстрировались в процессе разработки, поражали качеством графики, детальной проработкой персонажей и «умным» ИИ ксеноморфов. Однако релизная версия произвела обратный эффект: откровенно плохая картинка, обилие багов, ошибки поведения противников стали причиной разгромных рецензий и отрицательных отзывов.
Позже выяснилось, что студия Gearbox отдала часть работы над игрой сторонним студиям, старалась сэкономить максимум ресурсов и даже вложила часть финансов, полученных от издателя SEGA, в сторонний проект – шутер Borderlands 2. Игра Aliens: Colonial Marines стала наглядным примером того, что доверять не стоит даже именитым разработчикам – опытная студия тоже может работать спустя рукава и выпустить некачественный продукт.
Впрочем, Gearbox успела отметиться еще с одним провальным шутером – Duke Nukem Forever, который также блистал во время рекламной кампании и едва-едва тускнел на релизе. Однако в этом случае вина студии минимальна: проект создавался в течение 14 лет, сменил разработчика, несколько раз менял графический и физический движки, поэтому Gearbox пришлось срочно приводить в порядок и готовить к выходу то, что им досталось от предыдущих авторов.
Компания Ubisoft тоже успела отметиться завышенными обещаниями, не сумев, как и многие до нее, «убить GTA». Речь идет о боевике в открытом мире Watch Dogs: рекламная кампания шутера достаточно прозрачно намекала на превосходство над GTA V, а дебютный трейлер буквально взорвал выставку E3 2012, демонстрируя невероятный для того времени уровень картинки и взаимодействия с окружающим миром.
Но чуда не случилось. Графика в релизной версии Watch Dogs сильно уступала показанной на Е3, а о геймплее, задвигающем GTA на второй план, не могло быть и речи: главный герой получился неинтересным, виртуальный Чикаго – пустым, а погони и перестрелки – скучными. Ubisoft, кстати, извлекла уроки из ситуации, и теперь старается не обманывать геймеров при анонсах новых игр.
Что касается студий рангом поменьше, то тут подобные истории встречаются еще чаще. Одни разработчики «берут» аудиторию черным пиаром, как, например, в случае с шутером Hatred от поляков из Destructive Creations. Рекламная кампания проекта строилась на беспрецедентном уровне насилия, а игроделам невольно подыграла даже Valve, временно изъяв его из продажи. Однако, насколько шумным был маркетинг, настолько невзрачным получился итоговый результат: насилие ради насилия быстро надоедало, а больше ничего игра и не могла предложить.
Другие авторы пытаются сыграть на чувстве ностальгии. Так, анонс Postal III обрадовал многих геймеров, знакомых с первой и второй частями серии. Разработчики бомбардировали публику оригинальными трейлерами и даже привлекли к озвучке русскоязычной версии игры Дениса Колесникова, голос известного проекта «Кураж-Бамбей». Но это не помогло шутеру: средняя оценка его составляет 2.5 балла по 10-балльной шкале. Плохо в нем все: от графики и геймплея до сюжета и мотивации персонажей.
Британская инди-студия Hello Games решила пойти иным путем: дать игрокам максимум обещаний и выполнить лишь небольшую часть из них. Космическая «песочница» No Man`s Sky должна была стать «игрой мечты»: с открытым миром, миллионами непохожих друг на друга планет, полной симуляцией выживания во враждебной среде, развитым мультиплеером с фракциями и масштабными битвами. Каждый новый трейлер только укреплял веру геймеров в высокое качество проекта.
Как вы уже поняли, финальная версия не соответствовала ожиданиям. Игра изобиловала багами, а геймплей был откровенно скучным. Мультиплеер и вовсе отсутствовал как понятие. В результате на Hello Games обрушился шквал критики, а количество возвратов No Man`s Sky в Steam побило все рекорды. К чести разработчиков, свои ошибки они признали и, после длительного перерыва, выпустили большой патч, в котором немного улучшили игровой процесс проекта и даже добавили некое подобие кооперативного прохождения.
Среди отечественных игроделов отметилась студия Hammerpoint Interactive, разработавшая симулятор выживания The War Z, позже сменивший название на Infestation: Survivor Stories. Разработчики запустили крупную рекламную кампанию, но игроки, приходившие в проект, очень быстро разочаровывались в нем, отмечая вторичность, скучный геймплей и слабую графику. Авторы при этом устроили небольшой скандал, угрожая занести в черный список платежных систем пользователей, которые пожелали отозвать покупку и вернуть деньги за игру.
Сейчас The War Z не подает признаков жизни, а главный разработчик проекта Сергей Титов выпустил шутер Shattered Skies (который также получил отрицательные отзывы) и, по слухам, связан с грядущим ММО-вестерном Wild West Online.
Заключение
К сожалению, многие разработчики видеоигр попадаются на раздаче невыполнимых обещаний. Но есть у этого явления и положительная сторона: геймеры учатся критически оценивать будущие проекты и не совершать необдуманные предзаказы, тем самым не давая нечестным студиям зарабатывать на некачественном продукте.